Расскажи родителям: что будет с пенсиями в 2017 году

Расскажи родителям: что будет с пенсиями в 2017 году

В 2017 году правительство планирует запустить накопительную систему выплаты пенсий. Закон пока не предусматривает никаких конкретных сроков накопления. Что же будет с пенсиями в 2017 году? Ответы на самые популярные вопросы представлены ниже. 


Когда заработает накопительная система? 

Вице-премьер Павел Розенко неоднократно прогнозировал, что система запустится во второй половине 2017 года. 

- Пока накопительная система не заработает, - заявил вице-премьер Павел Розенко - Потому что Верховная рада не приняла соответствующий закон. Да, такой срок был в правительственном варианте, но законопроект Радой еще не рассматривался. 

Впрочем, до конца сессии парламент еще может рассмотреть соответствующий законопроект, но в лучшем случае, система заработает не раньше, чем через полгода. 


По какой системе сейчас насчитываются пенсии?

В наследство от СССР Украине досталась солидарная пенсионная система. С зарплаты каждого официально работающего человека идут отчисления в Пенсионный фонд, а человеку насчитывается пенсионный стаж. В свою очередь Пенсионный фонд за эти средства выплачивает деньги пенсионерам. Для того, чтобы солидарная система была эффективной, необходимо выполнение двух условий - по-первых, работающих должно быть намного больше, чем пенсионеров. Во-вторых, работающие должны не утаивать свои доходы, а делать отчисления в Пенсионный фонд. В Украине же два года назад количество пенсионеров впервые превысило количество работающих, а в нынешнем году один работающий уже содержал двух пенсионеров.


Как будет происходить накопление? 

В теории каждый украинец, который моложе 35 лет (если система заработает с 1 июля 2017 года, то будет действовать для тех, кто родился не ранее 1 июля 1982 года) начинает самостоятельно отчислять часть своей зарплаты на накопительный счет. Воспользоваться средствами с этого счета можно будет только после выхода на пенсию. Такая форма будет обязательной для всех людей моложе 35 лет, а те, кто старше, могут присоединиться к накопительной системе на добровольных началах.

В 2017 году отчисления составят 2%, в 2018 - 3% и так далее, пока в 2022 году не станут 7%.

Но, кроме этих взносов, никуда не исчезают и отчисления на солидарную пенсионную систему - единый социальный взнос (ЕСВ) в размере 22% от фонда заработной платы.

Приведем пример. В 2017 году граждане, родившиеся после 1982 года, должны будут платить 20% на солидарную систему + 2% на накопительную. В 2018% - 19% ЕСВ + 3% накопления. В 2022 году и далее - 15% ЕСВ + 7% накопления.


Какие недостатки накопительной пенсионной системы?

Накопительная система заработает не сразу, а на протяжении многих лет работающим украинцам придется платить отчисления и по солидарной системе параллельно. 

Еще один недостаток связан с тем, что результат этой реформы работающие украинцы увидят минимум через 25 лет. Именно тогда первому поколению тех, кто будет накапливать пенсии, удастся воспользоваться средствами на своих счетах.

К тому же с нестабильной экономической ситуацией в стране накопительная система таит в себе немало опасностей. Ведь, нет гарантии, что за 25 лет сбережения людей в накопительном фонде не превратятся в бумажки.


О каких суммах накоплений идет речь?

Если человек 25 лет получает минимальную зарплату, то за первый год он накопит 768 гривен. За второй - 1152. За третий - 1536, и так далее. Всего за 25 лет сумма накопления составит 71 439 гривен.

Если 25 лет подряд человек будет получать 10 тысяч гривен в месяц, то в итоге на старость он накопит около 210 тысяч гривен.


Что будет с этими средствами дальше?

Накопительная система предполагает несколько вариантов использования средств с накопительных счетов. Во-первых, можно получить всю сумму сразу. Или же разделить ее пропорционально "пожизненно". 

- В нынешних условиях нет гарантии, что через 25 лет вы за накопленные 210 тысяч гривен сможете купить что-то еще, кроме двух батонов, - отмечает Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра. - Вот это главная беда - чтобы эта система работала, нужна стабильная валюта. НБУ должен гарантировать на официальном уровне, что за год не может произойти девальвация больше, чем, например, на 5%. Во-вторых, нужно, чтобы накопленная сумма умножалась на коэфициент, который перекроет эту девальвацию, а также инфляцию. В развитых странах так и происходит - Пенсионный фонд постоянно обеспечивает доплату плюс 1% к инфляции. Поэтому люди выходят на пенсию и имеют средства, которые не обесценились за время их накопления. У нас таких гарантий нет. 

Если человек умрет раньше, чем потратит накопленные на старость средства, они достанутся его наследникам. 


А получится ли вообще запустить накопительную систему? 

Старший экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь говорит, что внедрять накопительную систему можно только тогда, когда будет максимально погашен дефицит Пенсионного фонда. 

- Поскольку забирать с Накопительного фонда деньги в Пенсионный фонд нельзя, то открыт вопрос, кто будет наполнять Пенсионный фонд, когда заработает накопительная система. Поэтому ее нецелесообразно вводить, пока не будет погашен дефицит Пенсионного фонда, - прокомментировал экономист.

А Александр Охрименко считает, что власть должна предусмотреть гарантии для тех, кто начнет делать отчисления в Накопительный фонд, что по истечению срока накопления средств, эти деньги не обесценятся. 

- Пока с накопительной системой бардак и неразбериха. И никаких гарантий, что накопленные средства не обесценятся, - убежден он. 


Как к накопительной системе относится МВФ?

Интересно, что введение накопительной системы не приветствует и Международный валютный фонд. В меморандуме сотрудничества с МВФ прямо говорится, что в рамках пенсионной реформы сперва требуется решить ряд других проблем:

- консолидировать пенсионное законодательство;

- принять закон, который бы предусматривал постепенное изменение (то есть увеличение) пенсионного возраста;

- предусмотреть сокращение оснований для досрочного выхода на пенсию и ужесточение оснований для получения минимальной пенсии (то есть, увеличение обязательного трудового стажа для получения минимальной пенсии);

- установить единый принцип пенсионного обеспечения без предоставления льгот для каких-либо профессий (кроме военных);

- расширить базу для взносов в систему социального обеспечения;

- обеспечить более тесную связку между пенсионными взносами и размером пенсии, что должно, в свою очередь, стимулировать граждан декларировать свои реальные доходы;

- отменить спецпенсии.

Только после выполнения всех этих пунктов, Украина сможет перейти к созданию условий для введения накопительной системы пенсий (в дополнение к существующей солидарной системе).


Как Кабмин хочет обойти повышение пенсионного возраста?

Вице-премьер Павел Розенко в сообщил, что речь идет о "постепенном регулировании вопроса возраста", добавив, что никаких законодательных инициатив по повышению пенсионного возраста правительство вносить не будет. Впрочем, на уточняющий вопрос, что означает "регулирование вопроса пенсионного возраста", если не его повышение, Розенко ответил: "это вопрос дальнейших дискуссий с МВФ".

Однако, теперь в Кабмине хотят по-хитрому обойти эту норму. Так, министр социальной политики Андрей Рева на встрече с представителями Всемирного банка на минувшей неделе рассказал, что правительство может внедрить дифференцированное время выхода на пенсию.

Это означает, что пенсионный возраст будет зависеть от того, сколько лет человек выплачивал взносы в Пенсионный фонд. Получается, что люди, которые работали без официального оформления и не имеют достаточного количества лет стажа, будут работать даже после 60 лет, пока не наработают себе на пенсию. 


А будут ли пенсии хоть как-то повышаться в 2017 году?

Пенсии повышаться будут. Но не для всех. Индексация на 10,1% от минимальной пенсии (1247 гривен) к концу 2017 года предусмотрена только для тех пенсионеров, которые не работают. Работающим на прибавку рассчитывать не стоит. 

Кроме прибавки к пенсии в 125 гривен, украинцам обещают провести и "осовременивание" пенсий, которое было заморожено в течение последних лет. Это пересчет, при котором размер средней зарплаты за 2014-2016 годы умножат на некий личный трудовой коэффициент пенсионера, который зависит от того, сколько этот пенсионер зарабатывал и какой у него стаж. 

Несколько месяцев назад, когда еще не было известно, какой станет минимальная зарплата, в Минсоцполитики считали, что в результате "осовременивания"  в среднем пенсии могут вырасти на 284 гривен. Но, повторимся, в каждом отдельном случае повышение будет рассчитываться по своим показателям. 

По материалам: Страна